Дисциплины спортивного ски-альпинизма достаточно разнообразны и включают в себя как длинные (и даже многодневные, из нескольких этапов, со своими требованиями к трассе), так и короткие, но при этом очень зрелищные гонки. Соревнования могут состоять только из одной гонки или продолжаться несколько дней и включать несколько разных гонок. В настоящий момент существует 6 дисциплин :
Индивидуальная и командная гонки
Требования к трассе индивидуальной гонки:
Самые продолжительные, сложные и разнообразные из перечисленных дисциплин ски-альпинизма. Задача спортсмена (команды) – преодолеть заранее проложенную организаторами трассу за наименьшее время.
Требования к трассе командной гонки:
Трасса индивидуальной (командной) гонки состоит из нескольких подъёмов и спусков, проложенных по естественному рельефу гор и размечена флажками. Рельеф трассы может быть самым разнообразным: склоны для подъема и спуска с крутизной 15-25 градусов, протяжённые пологие участки, узкие крутые кулуары и взлёты 45 градусов и больше, движение по которым осуществляется уже пешком по прорубленным ступеням. Нередки в индивидуальных и командных гонках траверсы по гребням, которые, как правило, также проходятся пешком. Опасные места могут провешиваться верёвочными перилами.
Спуски, обычно, делают по неподготовленным склонам, поэтому от участников, стремящихся к результату, требуется не только быстро ходить вверх, но и уверенно чувствовать себя на спусках при любом состоянии и кондиции снега.
Старт индивидуальной (командной) гонки общий, а в зависимости от трассы может быть как на лыжах с камусами, так и пеший, с лыжами на рюкзаке. Финиш стараются делать не скоростным, т.е. чтобы спортсмен финишировал или на камусах, или пешком.
Вертикальная гонка
Ставит перед спортсменом задачу преодолеть набор высоты от 400 м до 700м (в зависимости от категории спортсмена) за наименьшее время. Т.е. гонка состоит только из подъёма. С точки зрения любительского спорта вертикальную гонку можно назвать самой спортивной дисциплиной с той точки зрения, что от участника не требуется ничего иного, как просто быстро зайти вверх.
Для этой дисциплины ски-альпинизма выбирается, как правило, подготовленный склон, происходит общий старт. Кто первый достиг финиша – тот и выиграл. Спортсмены бегут налегке, каска не является обязательным снаряжением в этой дисциплине. Эта гонка чем-то похожа на «вертикальный километр» в скайраннинге.
Спринт
Самая зрелищная гонка. Во многом благодаря этой дисциплине ски-альпинизм включили в олимпийский вид спорта.
Спринтерская гонка представляет собой трассу с суммарным перепадом высоты до 80м. Трасса включает в себя подъём на камусах, затем подъём пешком, после – спуск на лыжах по размеченной трассе, т.е. нужно проезжать трассовые ворота. Спортсмены стартуют группами по 4-6 человек. Гонка для одной группы длится не более пяти минут. В спринте важно всё: выносливость, чтобы быстро бежать вверх, чёткость действий в транзитной зоне при перестёжке, ведь секунды ошибки можно потом не успеть отыграть. На спуске также можно как проиграть, так и выиграть, нагнав менее опытного спортсмена.
По результатам гонок выигравшие спортсмены проходят в четвертьфинал, полуфинал и финал.
Спринт тяжёл как в физическом, так и в психологическом смысле. А для зрителей это только добавляет интерес.
Эстафета
Как и спринт, гонка достаточно «компактная» и быстрая. В команде по 2 человека (возможное иное количество спортсменов в команде), каждый должен один раз подняться на лыжах и один раз спуститься. После спуска первый спортсмен передаёт эстафету и второй спортсмен повторяет круг. В подъём может включаться пешая часть. Перепад высот в эстафете составляет 150-180м.
Трассы всех дисциплин маркируются флажками или табличками:
Флажки (таблички) обозначают примерную траекторию движения и служат лишь указателем направления. Спортсмены двигаются вдоль линии флажков.
Между участками с разным типом движения располагаются транзитные зоны, в которых спортсмен выполняет так называемые “перестёжки” – необходимые манипуляции со снаряжением, чтобы сменить тип движения: снимает или наклеивает камус на лыжи, закрепляет лыжи на рюкзак и т.п.
Способ движения можно менять только в транзитной зоне. За её пределами это запрещено. В случае потери или неисправности снаряжения, очереди или по любой другой причине, необходимо добраться до транзитной зоны, сохраняя способ передвижения, соответствующей данному участку трассы. Разумеется, не в ущерб безопасности.
В транзитной зоне всегда располагается судья и следит за соблюдением правил и безопасностью. Помимо прочих, одним из основных правил нахождения в транзитной зоне является обязательное требование, чтобы лыжные палки находились на снегу во время любых манипуляций со снаряжением. Таким образом, первое действие участника, который пришёл в транзитную зону – положить палки на снег, а после этого уже совершать необходимые действия.
Что касается проверки обязательного снаряжения, то перед стартом проверяется только наличие и работа бипера. Спортсмена приглашают на старт, он проходит через судью, проверяющего работу датчика.
Остальное обязательное снаряжение, которое было объявлено для данной гонки, проверяется после финиша и, как правило, проверяется у всех спортсменов, а не выборочно.